Раздел для обучающихся

В этом разделе публикуются материалы для тех, кто осваивает представленную теоретическую базу и формирует соответствующие навыки.

В частности, публикуются:

  • Подборки материалов по отдельным дисциплинам.

  • Путеводитель по материалам сайта, позволяющий пройти путь изучения и не заблудиться.

  • Прочая информация, позволяющая освоить дисциплину.

Материалы - не только пособия и статьи, но и публикации в блоге, а также иные рекомендованные источники.

Принципы работы

Принцип - правило, нарушение которого с большой вероятностью приводит к неполучению результата деятельности.

Одна из моих целей - распространение знания об управлении социальными системами. Но в условиях ограниченности ресурсов приходится концентрироваться, иначе ничего хорошего не выйдет.

Я работаю со студентами, которые хотят научиться и демонстрируют желание научиться.

Если человек не хочет учиться, то заставлять его, "тянуть за уши" я не буду. В рамках учебных занятий я буду, по возможности, помогать освоить дисциплину, но не более обязательных действий преподавателя.

Вместе с тем, если человек демонстрирует готовность учиться, пусть даже ещё вчера он был "разгильдяем", то буду помогать по мере сил и возможностей, не обращая внимание, происходит ли это в рамках учебных занятий или во внеурочное время.

Демонстрация желания учиться - это не только посещение занятий. Прежде всего это готовность изучать материалы, которые я рекомендую, а также дополнительные материалы.

Также показателем желания учиться я рассматриваю стремление задавать вопросы, как в ходе занятий, так и вне этого времени. Но вопросы не любые - те, на которые есть прямые ответы в рекомендованных мной источниках, абстрактные и риторические вопросы я буду рассматривать скорее как проявление суеты, а не активности (см. глоссарий и литературу). Вместе с тем, понимая, что не всегда просто задать полноценный вопрос, я к таким вопросам отношусь интегрально - если в общей массе Ваших вопросов банальных, риторических и с очевидными ответами будет незначительная часть, то "санкций" не последует.

Основное, чему я пытаюсь учить, - думать, профессионально мыслить. То есть, должным образом осмысливать всё существенное для решения задачи, обращать внимание на значимые мелочи и т.п. Для этого, безусловно, нужно обладать определённым знанием.

Но знание для этого лишь инструмент и предпосылка. Запоминание информации не гарантирует формирование мышления.

Вместе с тем отсутствие знания создаёт принципиальные ограничения мышления - если человек не знает о существовании какой-либо существенной мелочи или какой-то причинно-следственной связи, то он, естественно, учесть её при принятии решений не сможет.

Спорить с преподавателем можно и нужно в отдельных случаях. Но спор должен быть аргументированным. Причём, аргументом не являются ссылки на "авторитетов" и популярные книги. Аргументом может быть только понимание закономерностей устройства этого мира, которые, впрочем, студент может почерпнуть из книг, статей, и др. Но, принимая точку зрения автора, Вы берёте на себя ответственность за слова - это Ваши слова, пусть и навеянные кем-то, и Вы отвечаете за них.

Основной критерий оценки - обоснованность утверждения (см. критерии оценки обоснованности решений и предложений).