Раздел для обучающихся

В этом разделе публикуются материалы для тех, кто осваивает представленную теоретическую базу и формирует соответствующие навыки.

В частности, публикуются:

  • Подборки материалов по отдельным дисциплинам.

  • Путеводитель по материалам сайта, позволяющий пройти путь изучения и не заблудиться.

  • Прочая информация, позволяющая освоить дисциплину.

Материалы - не только пособия и статьи, но и публикации в блоге, а также иные рекомендованные источники.

Программы ВУЗа

Управление ресурсной базой предприятия.


Ресурсная база - основа деятельности. Нехватка незначительного количества "самого маленького ресурса" гарантированно приведёт к неполучению результата деятельности. Вместе с тем наличие всех необходимых ресурсов гарантирует получение результата. Цели и задачи курса Перечень источников: 1. Самосудов М.В. Управление ресурсной базой деятельности предприятия. 2. Самосудов М.В. Теория корпоративного взаимодействия и устойчивость корпоративных систем: Учебное пособие по курсу «Организация корпоративного взаимодействия и управление развитием корпорации» [Электронный ресурс] – М.: ГУУ, ИОМ, 2016. – 297 с. – Режим доступа: http://iom.guu.ru/wp-content/uploads/sites/6/2019/05/2_Корп-взаимодействие_УчПос_2016-10-15.pdf 3. ... Дополнительные источники: 1. Материалы этого сайта. 2. Самосудов М.В. Уроки корпоративного управления в народной мудрости: сказка про репку. // Акционерный вестник, №12, 2007. - стр. 26-32. 3. Самосудов М.В. Ресурсно-функциональный подход // https://www.samosudov.ru/post/resursno-funkcionalnyi-podhod




Подготовка "организационно-управленческого спецназа".


Проблема кадров в области управления - особенно острая. Многолетний опыт подбора специалистов для организации управления в группе компаний " Деликатный переезд" даёт основания сомневаться в том, что можно надеяться на надёжный подбор специалистов с рынка. Поэтому мы решили ориентироваться на самостоятельную подготовку специалистов. Были разработаны квалификационные требования и программа подготовки, в соответствии с которой была организована работа с руководителями компании. Но более приемлемый результат показала работа с молодыми ребятами - студентами младших курсов ВУЗа, из которых за пару-тройку лет удаётся подготовить хороших аналитиков. Это действительно "спецназ", универсальные специалисты - они способны решать любые организационные и управленческие задачи. Безусловно, не всем удаётся преодолеть сложности в процессе изучения материалов. Сегодняшние результаты, показывают, что многие оказываются не способны изучить и научиться использовать материалы методологической базы. Базовая информация - см. страницу сайта.




Стратегический маркетинг


Основная задача - научиться мыслить для развития бизнеса. Показателем этого будут:

  • знание факторов, влияющих на входящий денежный поток компании, умение оценить влияние этих факторов для конкретной ситуации;
  • умение рассчитывать маркетинговую деятельность;
  • понимание информации, необходимой для принятия решения об оценке состояния среды и её пригодности для развития деятельности компании (степени дружественности среды);
  • понимание степени надёжности данных о состоянии среды;
  • умение сформировать стратегию развития компании, стратегию деятельности на рынке (маркетинговой деятельности).





ДПО

Организация надёжного бизнеса (функциональная устойчивость компании).


Компания - функциональная социальная система. Её функционирования подчиняется строгим закономерностям. Эти закономерности описываются комплексом теорий, входящим в методологическую базу деятельности. Знание закономерностей функционирования компании позволяет принимать решения, направленные на увеличение устойчивости и это делает компанию более надёжной. Это, конечно, непростая задача, требующая не столько правильных действий, сколько правильного мышления. Знание подходов к организации надёжных функциональных социальных систем используется, как для контроля компаний - оценка устойчивости, так и для управления и организации деятельности - коэффициент функциональной устойчивости является надёжным показателем состояния компании.




Организация систем контроля (внутреннего аудита и т.п.), обеспечение прозрачности подразделений.


Непрозрачность деятельности и состояния подразделений - одна из основных проблем, называемых руководителями. Традиционные способы получения информации о состоянии компании не позволяют обеспечить прозрачность подразделений. Разговоры о сквозной аналитике тоже пока более про то, как красиво представить данные. Нет никаких чудесных способов сложить, вычесть, умножить или разделить традиционные показатели, чтобы определить, в каком состоянии находится подконтрольная система. Основная проблема в том, что специалисты часто не обращают достаточного внимания на структуру информации, необходимой для того, чтобы сделать вывод о состоянии социальной системы, оценить её способность функционировать и сохранять возможность функционирования при изменении условий (функциональную устойчивость). Они более полагаются на форму, нежели на содержание. Даже "очень big" data не позволят контролировать состояние системы, если собирать не те данные, которые нужны, а те, которые лежат на поверхности. Набор данных, используемых для оценки состояния компании, анализа ситуации, должен определяться используемой для формулирования выводов моделью. Она определяет набор переменных величин и связь значений этих переменных величин с результатом деятельности. Только параметрическое описание позволяет точно определить состояние и перспективы функционирования подразделения. Знание параметров системы, умение их фиксировать, а также умение проектировать функциональные системы и рассчитывать траекторию развития позволяет сформировать систему контроля, обеспечивающую своевременное выявление проблем, точную оценку риска деятельности и прогноз результатов деятельности. Существуют методики, позволяющие точно фиксировать состояние компании, оценивать её состояние в тех или иных случаях, оценивать вероятность потери возможности функционировать.




Расчёт деятельности.


Используя методики, в основе которых лежит ресурсно-функциональный подход к анализу социальных систем, можно точно рассчитать последовательность действий, приводящую к заданному результату. Деятельность - последовательность действий, которые, в свою очередь, являются актами преобразования ресурсной базы. В общем-то, это очевидные вещи, но, тем не менее, не всегда и не всем понятные. Разработанные подходы позволяют прослеживать преобразование ресурсов в процессе деятельности. Это позволяет, либо спроектировать (рассчитать) последовательность действий для получения заданного результата, либо убедиться, что некоторая заданная последовательность приводит или не приводит к получению результата. Используется для планирования деятельности, описания процессов (см. ниже).




Описание процессов компании.


Процессный подход и описание процессов часто позиционируют как панацею. Но это действительно так только в случае определённого описания процессов, обеспечивающего достаточно точную фиксацию процесса. Описание процессов компании, которое мы делаем, многим представляется весьма сложным, а процесс описания - долгим. Это так, но лишь отчасти - скорость и трудность процесса существенно зависит от квалификации специалиста. Если человек не обладает необходимым знанием, которое не сводится к знанию нотаций IDEF, BPMN или т.п., то его придётся учить по ходу выполнения работы по описанию процессов. Тогда это действительно займёт значительное время. Если же человек обладает необходимой подготовкой, то процессы можно описывать с приемлемой скоростью. Более того, при некоторой предварительной проработке, процессы можно описывать быстрее, чем обычно - за счёт стандартизации некоторых элементов описания без потери полноты информации. Вместе с тем качество такого описания процессов принципиально иное - можно вполне уверенно говорить о возможности создания должностных инструкций на основе такого описания, которые будут устойчивы к так называемой "итальянской забастовке", то есть, обеспечивать приемлемый результат работы, даже если человек будет "тупо исполнять требования инструкции". И это не снижает гибкость деятельности компании. Возможно, даже, наоборот повысит адаптивность за счёт более чёткого регулирования управления, которое часто просто выпадает из поля зрения специалистов, описывающих процессы без соответствующих методик.




Управление ДЗО.


Организация системы управления ДЗО - одна из наиболее сложных задач управления в бизнесе. Как правило, если человек не сталкивался с этой задачей непосредственно, он не понимает всех проблем этой деятельности. Вместе с тем эта деятельность подчиняется строгим закономерностям и, соответственно, может быть освоена при должном усердии и настойчивости.





Принципы работы

Принцип - правило, нарушение которого с большой вероятностью приводит к неполучению результата деятельности.

Одна из моих целей - распространение знания об управлении социальными системами. Но в условиях ограниченности ресурсов приходится концентрироваться, иначе ничего хорошего не выйдет.

Я работаю со студентами, которые хотят научиться и демонстрируют желание научиться.

Если человек не хочет учиться, то заставлять его, "тянуть за уши" я не буду. В рамках учебных занятий я буду, по возможности, помогать освоить дисциплину, но не более обязательных действий преподавателя.

Вместе с тем, если человек демонстрирует готовность учиться, пусть даже ещё вчера он был "разгильдяем", то буду помогать по мере сил и возможностей, не обращая внимание, происходит ли это в рамках учебных занятий или во внеурочное время.

Демонстрация желания учиться - это не только посещение занятий. Прежде всего это готовность изучать материалы, которые я рекомендую, а также дополнительные материалы.

Также показателем желания учиться я рассматриваю стремление задавать вопросы, как в ходе занятий, так и вне этого времени. Но вопросы не любые - те, на которые есть прямые ответы в рекомендованных мной источниках, абстрактные и риторические вопросы я буду рассматривать скорее как проявление суеты, а не активности (см. глоссарий и литературу). Вместе с тем, понимая, что не всегда просто задать полноценный вопрос, я к таким вопросам отношусь интегрально - если в общей массе Ваших вопросов банальных, риторических и с очевидными ответами будет незначительная часть, то "санкций" не последует.

Основное, чему я пытаюсь учить, - думать, профессионально мыслить. То есть, должным образом осмысливать всё существенное для решения задачи, обращать внимание на значимые мелочи и т.п. Для этого, безусловно, нужно обладать определённым знанием.

Но знание для этого лишь инструмент и предпосылка. Запоминание информации не гарантирует формирование мышления.

Вместе с тем отсутствие знания создаёт принципиальные ограничения мышления - если человек не знает о существовании какой-либо существенной мелочи или какой-то причинно-следственной связи, то он, естественно, учесть её при принятии решений не сможет.

Спорить с преподавателем можно и нужно в отдельных случаях. Но спор должен быть аргументированным. Причём, аргументом не являются ссылки на "авторитетов" и популярные книги. Аргументом может быть только понимание закономерностей устройства этого мира, которые, впрочем, студент может почерпнуть из книг, статей, и др. Но, принимая точку зрения автора, Вы берёте на себя ответственность за слова - это Ваши слова, пусть и навеянные кем-то, и Вы отвечаете за них.

Основной критерий оценки - обоснованность утверждения (см. критерии оценки обоснованности решений и предложений).