Ценностно-ориентированное управление: тематический план занятий

Здесь приведён план учебных занятий: основные темы и подтемы.

Впоследствие будут добавлены и ссылки на учебные материалы. Но основные материалы уже сегодня сформированы так, что найти нужный материал для изучения той или иной темы, ответа на вопросы экзамена не составляет существенной проблемы.

Лекции:

  1. Основы устройства и функционирования социальной системы (организации): термины / сущности, посредством которых описывается социально-экономическое пространство, социальная система, процессы и явления, наблюдаемые в них (СЭП, ресурсы, ценность ресурса, сообщение, информация, институты/институциональная среда и др.).

  2. Основы устройства и функционирования социальной системы: экономические агенты, поведение агентов, факторы, влияющие на поведение, активность агентов, потоки ресурсов и сообщений как следствие активности агентов и факторы, влияющие на поведение, преобразование сообщений в информацию.
    Входящий денежный поток как часть входящего ресурсного потока, являющегося реакцией среды на активность компании.
    Функциональная устойчивость социальной системы, факторы, влияющие на устойчивость.

  3. Основы устройства и функционирования социальной системы: институциональная среда взаимодействия экономических агентов (участников отношений), ценности как часть институциональной среды организации, институты как фактор, влияющий на поведение агентов.

  4. Управление в социальной системе: особенности управления в социальных системах, концепция точного (расчётного) управления в социальных системах, основные закономерности процесса управления, траектория движения системы в СЭП как ориентир в процессе управления.

  5. Управление в социальной системе: объекты воздействия и управления, инструменты управления, ориентиры как инструмент управления, цена компании (бизнеса) как ориентир в процессе управления, ценностные ориентиры как инструмент управления, виды ценностей (ценности человека, ценности системы), ценности, необходимые для формирования (позиционирования) в корпоративной культуре компании для формирования устойчивой системы, способы формирования (позиционирования) ценностей.

Практические занятия:

  1. Введение в дисциплину (особенности, цель и задачи, результаты изучения материалов, тематический план и учебные материалы, др.), требования к обучающимся (необходимость использования определённых терминов и изучения теоретических материалов, необходимость формирования навыков посредством повторения решения задач после получения комментариев от преподавателя, необходимость активности в ходе изучения материалов).

    • В том числе, вследствие того, что практические занятия часто начинаются ранее лекционных.

  2. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Входящий ресурсный/денежный потоки. Активность экономических агентов как фактор, определяющий входящий ресурсный поток. Влияние информации на активность участников.

  3. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Обсуждение сложностей изучения теоретических материалов, рекомендации по изучению (строгость терминов, необходимость методологической дисциплины и т.п.).

  4. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Разбор ситуации: действия человека, устроившегося на работу в компанию на должность руководителя подразделения – что должен делать, чтобы взять под контроль подразделение. Алгоритм управления (предварительное изучение).

  5. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Оценка состояния системы, параметры системы. Показатели деятельности и состояния социальной системы. Наблюдаемые и ненаблюдаемые параметры. Количественные и качественные оценки. Шкала как способ «оцифровки» качественных оценок.
    Функциональная устойчивость как ориентир в процессе управления компанией (подразделением), факторы, влияющие на устойчивость (ресурсная обеспеченность функций, управляемость и поведение субъектов отношений).

  6. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Квалификационные требования к специалисту в системе управления – умение рассчитывать управляющие воздействия, включая изменения корпоративной культуры, документов и т.п.; умение решать сложные (слабоструктурированные) задачи, отличие сложных и простых задач; умение усваивать значительные объёмы информации, находить нужную для решения задач информацию в значительных массивах и др.
    Знания, необходимые для формирования нужных навыков.

  7. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Обоснованность решений. Необходимость расчёта для обоснования решений. Расчёт/вычисление – общее и различие в терминах. Необходимость знания теоретической базы для принятия обоснованных решений.

  8. Ответы на вопросы студентов по материалам курса.
    Формы, инструменты и способы воздействия руководителя в социальной системе.
    Ценностные ориентиры в системе управления. Ценности, необходимые для формирования (позиционирования) в корпоративной культуре компании с целью увеличения её устойчивости.