Ценностно-ориентированное управление

Ценностно-ориентированное управление это относительно новая «говорилка» про управление в социальных системах. К сожалению, в области управления социальными системами существует много бессмысленных или относительно бессмысленных «говорилок» вследствие того, что люди часто в большей мере обращают внимание на форму, игнорируя содержание. Отчасти, этому способствуют и процессы управления образованием, вследствие которых возникают стандарты, содержащие названия дисциплин, выбранные по «красивости звучания».

Примечание: забегая вперёд, следует отметить, что наблюдаемые явления (превалирование формы над содержанием и т.п.) вполне объясняются с позиций используемой в дисциплине теоретической базы и, в общем-то, являются естественными. Другое дело, что нас более должен интересоваь вопрос, как в этих условиях управлять конкретной компанией, чтобы «достичь светлого будущего в отдельно взятой компании».

Но, в общем-то, это название, несмотря на то, что отдаёт изрядной долей популизма, имеет смысл. Если, конечно, этот смысл рассмотреть, изучив соответствующие материалы.

В литературе ценностно-ориентированное управление рассматривается в двух основных направлениях:

  • как управление организацией для повышения её рыночной стоимости (специалисты, более нацеленные на финансовые аспекты деятельности);

  • как управление с акцентом на корпоративную культуру, ценности организации и отдельных участников (специалисты, более нацеленные на работу с корпоративной культурой).

Но какое-бы оно ни было, это прежде всего – управление. Поэтому обучающийся должен разобраться с процессом управления и смежными вопросами, позволяющими организовать управление.

Наш подход, представленный в курсе, универсальный – мы говорим об управлении организацией, используя для принятия решений и формирования воздействий различные ориентиры, включая, если это необходимо, стоимость компании на рынке, учитывая ценности отдельных участников и групп участников.

Причём, ценностные ориентиры, формируемые в компании, мы рассматриваем как инструмент воздействия, инструмент, с помощью которого мы можем влиять на поведение участников и, тем самым, добиваться изменения состояния компании, которое приведёт к увеличению её функциональной устойчивости.

Дополнительно  следует отметить, что в «эпоху цифровизации всей страны», развития тенденций использования вычислительной техники в деятельности компаний, учитывая развитие социально-экономического пространства как среды функционирования организаций, будущий руководитель должен уметь предельно конкретно и точно мыслить о социальной системе, процессах и явлениях, наблюдаемых в социальных системах, принимать строго обоснованные решения. Для этого необходимо уметь формализовывать управляющие воздействия, на уровне формальной логики описывать любые сущности – корпоративную культуру, ресурсные преобразования, управление, поведение экономических агентов и т.п.

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: 

Дать обучающимся знания и навыки, позволяющие осуществлять управление организацией, используя в качестве инструмента воздействия ценностные ориентиры (ценности).

 

Предполагаемые результаты (в зависимости от активности обучающегося):

Минимум: знание, что есть наука о функционировании социальной системы, об управлении социальной системой, что это наука точная, основанная на строгих закономерностях и её можно использовать для расчёта управляющих воздействий руководителя.

Максимум: умение организовать свою работу по управлению социальной системой любого масштаба и направления деятельности.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи дисциплины:

  • Дать обучающимся следующие знания:

    • Как устроена и функционирует организация (социальная система)? Как возникает организация и как она изменяется в процессе своей эволюции? Каковы основные закономерности, определяющие эволюцию социальной системы в социально-экономическом пространстве (СЭП)?​ Каковы причинно-следственные связи, определяющие динамику социальной системы в СЭП?

    • Что и как можно изменить в социальной системе, чтобы это привело к изменению её траектории движения в СЭП и, как следствие, к изменению результатов функционирования?

    • Каковы основные закономерности (причинно-следственные связи) процесса управления?

    • Как использовать ценностные ориентиры для управления в социальной системе?

  • Сформировать следующие навыки (в порядке убывания вероятности формирования, учитывая формат и продолжительность работы с обучающимся):​

    • Обучаться, читать и усваивать значительные объёмы информации, необходимой для освоения навыков, необходимых для деятельности.

    • Думать о социальной системе в соответствии с задачами управления, видеть существенные детали и абстрагироваться от несущественных деталей. В частности, человек (специалист по управлению) должен уметь видеть и понимать следующее:

      • Объекты, на которые можно осуществлять воздействие для осуществления управления.​

      • Поведение агентов (участников корпоративных отношений) и факторы, влияющие на поведение – сообщения активных агентов, институциональную среду взаимодействия (от нормативных документов до культуры и ценностей), потребности человека в ресурсах и т.п.

      • Активность экономических агентов, включая процессы явного и неявного (скрытого) управления.

      • Комплекс социальных институтов (институциональную среду взаимодействия агентов), влияющих на поведение агентов, включая ценностные ориентиры.

    • Определять фактическое состояние организации.​

    • Рассчитывать управляющее воздействие, необходимое для надлежащего изменения социальной системы, обеспечивающее коррекцию деятельности и достижение нужного результата.

Примечание:

Формирование навыков в основном зависит от желания обучающегося если обучающийся не будет обладать необходимым знанием теоретических материалов и многократно повторять действия, навык не сформируется.

Преподаватель может лишь помочь, информируя об ошибках и подсказывая, как нужно действовать в тех или иных условиях. Но навык формируется исключительно посредством многократных повторений определённых действий.

Тематический план

Введение.

  • Цели и задачи дисциплины. Суть и особенности названия дисциплины.

  • Требования к работе обучающегося для надлежащего усвоения дисциплины.

Природа (устройство) социальной системы (организации) с точки зрения управления.

  • Природа организации – социальная система, функционирующая в активной среде.

    • Ресурсные аспекты социального взаимодействия. Виды ресурсов, используемых в деятельности.

    • Социально-экономическое пространство (СЭП). Сущности используемой модели: инвариантные и зависимые от точки СЭП. Субъективность ценности ресурсов, смысла сообщений (информации) в СЭП.

    • Активность агентов, системы и среды. Поведение агента.

  • Закономерности существования и эволюции социальной системы. Роль управления для существования организации. Функциональная устойчивость социальной системы.

  • Входящий денежный поток (ВДП) как часть входящего ресурсного потока (ВРП). ВРП/ВДП как результат взаимодействия системы со средой.

Управление организацией.

  • Отличие управления в технической системе от управления в социальной системе: необходимость учитывать активность.

  • Управление сложной системой (состоящей из множества объектов, оказывающих влияние на динамику системы). Объекты, доступные для управления в социальной системе. Условия управляемости. Система управления.

  • Основные законы управления.

Ориентир как инструмент воздействия.

  • Инструменты воздействия, доступные руководителю в процессе управления социальной системой. Институциональная среда как фактор, влияющий на поведение агентов (участников).

  • «Ориентир» – значение термина. Связь терминов «ориентир» и «эталон».

  • Виды ориентиров, используемых для управления в социальной системе – цели/задачи, показатели/индикаторы, характеристики состояния и процессов, ценности. Ориентиры и ценности как составляющая часть институциональной среды.

  • Выявление и формирование ценностей в организации для целей управления.

Источники информации

Когда-то я услышал замечательную фразу: «искусство управления заключается в выборе нужных процедур и обязательности их осуществления». Это очень ёмкая и мудрая фраза, её сказал человек, понимающий в управлении организациями.

К сожалению, сегодня нет какой-то одной «чудесной книжки», в которой идеально понятным образом были бы изложены все аспекты управления организацией. Поэтому для освоения этой деятельности приходится много читать. И не просто читать, а переосмысливать прочитанное для определения процессов, которые нужно обязательно осуществлять для обеспечения управляемости организации.

Здесь и в других разделах сайта используются термины в значении, определённом в глоссарии.

Про методологическую базу управления социальными системами см. ссылку.

Страница сайта Теория управления активными системами.

Про ресурсы и ресурсные аспекты корпоративных отношений – см. ссылку и пособие по ресурсам.

Пособие «Теория корпоративного взаимодействия и устойчивость корпоративных систем».

Статьи, посвящённые устройству организации, моделям и управлению в перечне публикаций автора сайта, а также источники, которые использовались при проработке материалов (в списках литературы публикаций).

Публикации по управлению и методологии управления в блоге на этом сайте.

Вопросы, на которые должен уметь ответить обучающийся

Примерно такие вопросы содержатся и в экзаменационных билетах (формулировки, конечно, могут несколько отличаться, но суть будет такая же).

Но на такие же вопросы должен быть способен ответить и руководитель, реализующий функцию управления в компании.

  1. Как выбрать (определить) объекты, требующие управления в подразделении компании?

  2. Алгоритмы управления: общее понятие, реализация различных методов в алгоритмах управления.

  3. Траектория движения организации в социально-экономическом пространстве: понятие, формализация, определение для целей управления.

  4. Социальные функциональные системы: природа, свойства, особенности устройства и функционирования.

  5. Состояние социальной функциональной системы. Связь состояния системы и результатов её функционирования в социально-экономическом пространстве. Недопустимое / нецелесообразное состояние корпоративной системы.

  6. Структура системы управления: основные элементы, их назначение, особенности реализации в деятельности руководителя.

  7. Методы управления, их характеристика с точки зрения организации процесса управления корпоративной системой.

  8. Концепция точного управления социальной системой: основное содержание и условия реализации.

  9. Коэффициент функциональной устойчивости как ориентир в процессе управления организацией. Факторы, влияющие на функциональную устойчивость организации (подразделения).

  10. Отклонение фактической траектории движения от эталонной траектории развития организации как ориентир в процессе управления.

  11. Анализ корпоративной системы для определения существенных факторов, определяющих процесс управления.

  12. Ресурсная база корпоративной системы. Виды, формы ресурсов для деятельности компании. Роль организационных ресурсов в управлении компанией (подразделением).

  13. Поведение человека как объект управления. Управляющие параметры, их характеристика с точки зрения управления.

  14. Информация как инструмент воздействия на человека. Влияние информации на поведение человека. Механизм преобразования сообщений руководителя в информацию, влияющую на поведение человека.

  15. Процесс / поток как объект управления. Управляющие параметры, их характеристика с точки зрения управления.

  16. Управляемость, условия управляемости объектов в социальной системе. Оценка управляемости организации (подразделения). Влияние управляемости на функциональную устойчивость организации (подразделения).

  17. Основные законы управления.

  18. Параметры процесса управления. Факторы, определяющие значение параметров процесса управления. Определение параметров процесса управления руководителем при организации работы по управлению.

  19. Активность экономических агентов (УКО) и социально-экономического пространства как фактор, влияющий на динамику организации и организацию процесса управления организацией.

  20. Факторы, влияющие на входящий ресурсный поток корпоративной системы. Их характеристика с точки зрения управления. Возможность управленческого воздействия на них.

  21. Квалификация руководителя: основные необходимые знания и навыки, обоснование их необходимости для управления.

  22. Критерии оценки обоснованности решения. Расчёт как основа обоснования решения.

  23. Формы плановой информации, используемые для организации деятельности. Роль плановой информации для управления организацией.

  24. Нормативные (организационные) документы как инструмент управления организацией. Учёт содержания документов при расчёте управляющего воздействия.

  25. Регламентация процессов в организации как инструмент управления деятельностью: суть, способы реализации, механизм регулирования деятельности.

  26. Социально-экономическое пространство как среда функционирования организации: характеристика, оценка состояния с точки зрения управления.

  27. Расчёт управляющего воздействия при принятии управленческих решений.

  28. Обоснованность как характеристика управленческого решения. Роль обоснования решений в обеспечении надёжного управления. Критерии оценки обоснованности решений.

  29. Показатели (индикаторы) функционирования корпоративной системы, их связь с параметрами системы. Измерение состояния и деятельности организации. Определение показателей (индикаторов) для целей управления.

  30. Институциональная среда как фактор, влияющий на деятельность организации, механизм влияния социальных институтов на деятельность организации. Возможность использования институциональной среды для управления организацией.

  31. Ценности как элемент институциональной среды социальной системы. Механизм влияния комплекса ценностей на результат функционирования социальной системы. Требования к комплексу ценностей социальной системы.

  32. Стоимость компании как ценностный ориентир в процессе управления. Факторы, влияющие на стоимость компании. Управление с ориентацией на стоимость компании.