Комплексная математическая модель социальной системы, функционирующей в активной среде

В результате исследований удалось создать комплексную математическую модель социальной системы, функционирующей в активной среде.

Здесь приводятся основные сведения по этой работе, а также дополнительная информация, необходимая для понимания возможностей применения модели.

Общая характеристика модели

Модель динамическая - отражает динамику социальной системы в активной среде при изменении значений фазовых переменных (параметров системы).

Модель имитационная - имитирует поведение системы при определённых значениях параметров системы и среды.

Позволяет, например, проследить изменение входящего денежного потока компании при изменении условий функционирования или изменении её параметров в процессе управления - появление нового документа, изменение формальных и неформальных правил, др.

Принципиальные особенности модели следующие:

  • Модель учитывает активность участников отношений и активность среды функционирования компании.

  • Модель учитывает такие факторы, влияющие на поведение социальной системы, как действия отдельных участников и групп участников; информационные потоки, воздействующие на участников; субъективность оценок значимости тех или иных ресурсов, интерпретации сообщений и сигналов; влияние правил и поведения окружающих людей на поведение рассматриваемого участника отношений и др. влияющие факторы.

​В общем-то, если потребуется, в модели можно учесть физиологию и настроение человека, ​зависимость его поведения от погодных и иных условий окружающей среды и др. подобные факторы. Но такая точность как правило не требуется для прикладных задач. Хотя, если речь идёт об ответственной деятельности и требуется точный расчёт, то это возможно

  • Модель комплексная, то есть, состоит из нескольких моделей, каждая из которых отражает закономерности в определённой области:

    • "Человек корпоративный",

    • "Взаимодействие субъектов в корпоративной системе",

    • "Эволюция корпоративной системы",

    • "Возникновение входящего ресурсного потока".

В совокупности эти модели позволяют проследить любые процессы в социальной системе, функционирующей в социально-экономическом пространстве.

  • Модель основана на нормативной, а не дескриптивной теоретической базе.

В мае 2019 г. модель была представлена научной общественности в ходе методического семинара "Развитие теории и методологии управления в социальных системах" кафедры корпоративного управления Государственного университета управления.

После этого, конечно, были некоторые доработки модели, уточнение отдельных аспектов, что происходит и сейчас - развитие модели продолжается.

Но в целом модель уже сегодня позволяет решать широкий спектр научных и прикладных задач, а также может быть использована в обучении, поскольку создаёт единую основу для изучения различных дисциплин.

Краткое изложение концепции модели

В результате работы были определены фазовые переменные (параметры) социальной системы, функционирующей в активной среде.

Модель представляет собой набор зависимостей, связывающих фазовые переменные (параметры) социальной системы и среды с результатом функционирования системы. Как правило, результатом функционирования рассматривается входящий ресурсный поток, но можно рассчитывать поведение и относительно иного результата функционирования.

Основа деятельности – ресурсы. Наличие или отсутствие ресурсов обусловливает результаты деятельности. Функционирование, как процесс, является последовательностью преобразований ресурсной базы для получения необходимого результата – ресурса или сочетания ресурсов.

Примечание:

Ресурсы рассматриваются в широком смысле, весь спектр ресурсов, а не только штуки и деньги. Это ключевой аспект.

Именно рассмотрение всех видов ресурсов, используемых в деятельности функциональной системы, их субъективной ценности, а также установление связи ресурсов и действий участников позволяет точно учесть динамику системы.

Люди, во-первых, являются владельцами ресурсов, их поставщиками в деятельность; во-вторых, они являются источником активности, которая необходима для запуска и прохождения процесса преобразования ресурсов нужным образом.
Преобразование ресурсной базы происходит, либо полностью автоматически – если выполняется машиной, либо вследствие совершения человеком определённых обусловленных действий.

 

Вероятность совершения человеком определённых обусловленных действий формализуется и учитывается в модели вектором поведения – это векторная величина, каждый элемент которой отражает текущую вероятность совершения человеком определённого действия, совокупность которых формирует базис вектора поведения.

Модель «Человек корпоративный» предполагает расчёт вектора поведения, учитывая поступающую человеку информацию о стимулах и ограничениях, связанных с совершением действий, а также биологических особенностей человека, в том числе изменение физиологических характеристик во времени (усталость, физиологические потребности, особенности психологического портрета и др.).

Для многих управленческих задач не требуется такого уровня детализации, но для специальных применений такая возможность имеется.

Для прогноза (расчёта) вектора поведения используется информация об информационных потоках, о социальных институтах, которые отражают правила, действующие в компании, причём, как формальные, так и неформальные. Поскольку нам известны параметры информационных потоков и институтов, появляется возможность учесть их влияние на состояние компании, воздействие на поведение участников корпоративных отношений (УКО).
В свою очередь, действие – акт преобразования ресурсной базы.

Результатом действия является ресурс, используемый в дальнейших действиях.
Соответственно, если мы в принципе можем фиксировать изменение ресурсной базы, то появляется возможность фиксировать динамику деятельности на элементарном уровне, оценивать влияние отдельных актов деятельности на состояние компании, на её функциональную устойчивость.

 

Учитывая вышесказанное, как показано в работе, с точки зрения моделирования развития, состояние социальной системы описывается следующими параметрами:
1.  Параметры участников корпоративных отношений системы:
1.1.    Множество потенциальных УКО и подмножества участников:

1.1.1.  Имеющих определённые условия жизнедеятельности и, как следствие, определённые проблемы , обусловливающие наличие потребностей в определённых ресурсах, что, в свою очередь, является существенным фактором поведения.

1.1.2.  Имеющих ресурсы, необходимые для деятельности компании.

1.1.3.  Получающих информацию по определённым каналам.

1.1.4.  Имеющих определённые личностные характеристики, в той или иной мере влияющие на результаты деятельности компании (определённый вектор поведения; определённую информацию, обеспечивающую надлежащее восприятие информации от компании и т.п.).

В общем случае, возможности корпоративной системы (её потенциал) определяются множеством УКО, которое является пересечением множеств, перечисленных выше – определённые условия жизнедеятельности формируют потребности людей в ресурсах компании; но УКО, взаимодействующих с компанией, не может быть более, чем множество УКО, получивших информацию о компании, как от самой компании, так и от иных УКО, и надлежащим образом воспринявших эту информацию, что, в свою очередь, определяется личностными характеристиками и ситуацией, в которой находится субъект взаимодействия.

1.2.  Параметры, определяющие вектор поведения рассматриваемых УКО:

1.2.1.  Потребности в ресурсах (вследствие наличия у УКО определённых проблем, которые, в свою очередь, определяются условиями жизнедеятельности).

1.2.2.  Информация, получаемая УКО по различным каналам передачи информации.

1.2.3.  Институциональная среда, в которой существовал УКО до момента принятия решения, транслируемый ею вектор поведения, время нахождения УКО в этой среде.

1.3.  Вектор поведения выбранных УКО в базисе, интересующем компанию, с точки зрения взаимодействия.
1.4.  Имеющиеся у участников ресурсы.

1.4.1.  Ресурсы, позволяющие прямо или косвенно, частично или полностью удовлетворить потребности.

1.4.2.  Ресурсы, которые могут быть использованы компанией. В том числе, для удовлетворения потребностей этого или иного УКО.

2.  Параметры ресурсной базы корпоративной системы:
2.1.  Имеющиеся в среде ресурсы.
2.2.  Распределение ресурсов среди участников.

2.2.1.  Ресурсы, принадлежащие определённым УКО.

2.2.2.  Ресурсы, которыми определённые УКО имеют право (возможность) распоряжаться.

3.  Параметры институциональной среды корпоративного взаимодействия:
3.1.  Распределение институтов по группам, количество, параметры институтов, др.
3.2.  Транслируемый институциональной средой вектор поведения, его соответствие задаче и условиям.

В общем случае, желателен такой вектор поведения, транслируемый средой, чтобы действия, необходимые для взаимодействия с компанией, совершались участниками с большой вероятностью.

3.3.  Информация, позволяющая прогнозировать отражение института в сознании УКО (вероятность возникновения соответствующей ситуации, определённого восприятия той или иной информации, др.).
4.    Параметры активности системы и среды.
4.1.   Каналы передачи информации, имеющиеся в среде, а также используемые социальной системой.

          Характеристики каналов передачи информации.
4.2.   Количество активных УКО (агентов, распространяющих информацию, направленную на изменение
          поведения потенциальных УКО).
4.3.   Направление активности агентов (на каких именно участников или группы участников направлено
          воздействие), используемые каналы передачи информации.
4.4.   Позиционируемые ими выгоды, ограничения. Транслируемый вектор поведения.

 

Здесь параметры обозначены в общем виде. Но все параметры конкретизируются, являются количественными, а используемая теоретическая база описывает закономерности влияния значений параметров на состояние социальной системы.

Таким образом, зная параметры системы и среды, а также закономерности их изменения, рассчитывая взаимное влияние параметров и получая таким образом информацию об изменении состояния системы и её свойств в активной среде, мы можем имитировать поведение корпоративной системы в активной среде и результаты её функционирования.

 

Основные публикации по модели

Здесь приведены публикации в порядке значимости для понимания.

Публикации в иностранных журналах приведены в русскоязычной версии.

Самосудов М. В. Концепция модели социальной системы, функционирующей в активной среде, для целей цифровизации управления. [Электронный ресурс] // Доклад на семинаре «Развитие теории и методологии управления в социальных системах» 23.05.2019 г., URL: http://iom.guu.ru/?p=4930 (Посещение 25.08.2019 г.)

По ссылке - страница, на которой опубликована запись доклада про модель.

Также на этой странице приведены следующие значимые для понимания логики модели материалы:

Samosudov, M.V. Formalization of impact of information on the human behaviour for automatization of calculation of the marketing influence // International Journal of Engineering Research and Technology, 2021, 13(12), стр. 4849–4854.

Samosudov M.V. The model of the incoming resource flow of the social system for digitalization of management / Journal of Advanced Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 11, Special Issue-08, 2019. – pp. 2892 2900 – URL: http://www.jardcs.org/abstract.php?id=3053 (http://www.jardcs.org/archivesview.php?volume=1&issue=16&page=12) – (12.12.2019).

Дополнительные материалы можно посмотреть на страницах этого сайта, другие публикации - в перечне публикаций автора.

 

Контактная информация

Государственный университет управления, кафедра теории и организации управления

г. Москва, Рязанский проспект, 99, каб. ЛК417

www.guu.ru

Группа компаний "Деликатный переезд"

г. Москва, ул. Орджоникидзе д. 11, стр. 1а.

www.pereezd.ru

+7 985 198-20-96