• Самосудов М.В.

Подходы к классификации ресурсов

Пост обновлен янв. 23

Мы используем определённую классификацию ресурсов и убедились в её целесообразности. Но для того, чтобы Вы могли сформировать своё мнение по данному вопросу, ниже приводятся некоторые сведения о подходах к классификации ресурсов других авторов.

Здесь кратко изложены подходы к классификации и пониманию видов ресурсов различных авторов (Л.И. Лопатников, Д.И. Алексеев, Г.В. Суходольский, А.И. Татаркин, и др.).

Эта информация более нужна тем, кто хочет подробнее разобраться с классификацией ресурсов, позицией автора относительно понимания ресурсов в деятельности.

Ну и для того, конечно, чтобы убедиться, что автор всё-таки что-то прочитал перед тем, как предложить свою классификацию :)

Более детальную информацию и обоснование позиции автора, а также ссылки на источники можно получить в пособии [1] (номера источников в тексте - такие, как указаны в пособии).

Для решения прикладных задач ресурсного анализа или ресурсного синтеза большое значение имеет классификация ресурсов как инструмент, позволяющий структурировать осмысление ресурсов компании; а также описание системных свойств тех или иных ресурсов, условий их использования и т.п. Следует отметить, что в литературе этот вопрос недостаточно раскрыт.


Как отмечает Л.И. Лопатников, «… общепринятой классификации ресурсов не существует. Можно указать лишь на то, что в экономико-математических моделях рассматриваются следующие виды ресурсов:

  • природные (включают ресурсы земли, вод, атмосферы, а также космоса), сырьевые и энергетические;

  • средства производства (включая производственные мощности, предметы труда);

  • трудовые (делятся, напр., по группам населения, квалификационно-профессиональным группам);

  • конечные потребительские блага (непроизводственные мощности и продукты для личного и общественного непроизводственного потребления);

  • информационные (охватывают весь потенциал науки, «мощности» культуры и просвещения – кино, театра, школы) – как возможности идеологической работы, просвещения, образования и т. д.;

  • финансовые (ресурсы капитальных вложений, кредитные и др.);

  • внешние – валютные резервы, сеть внешнеторговых связей и т. п. Они выделены в отдельный класс, поскольку обладают очень широкими возможностями замещения внутренних ресурсов» [2].

Д.И. Алексеев классифицирует ресурсы следующим образом [15, стр. 13]:

  • исходные – те ресурсы, которые имеются у компании изначально (ресурсы местоположения, специфичной собственности, технологий и др.);

  • приобретаемые – полученные посредством кооперации, слияния и поглощения. В качестве примеров могут выступать технологии, полученные в рамках слияний, или приобретённые на рынке, сети дистрибуции, информационные активы;

  • создаваемые ресурсы – генерируемые процессами компании. Сюда включаются организационные знания; индивидуальные и групповые компетенции персонала; инновационные технологии и ноу-хау, полученные в рамках функционирования процессов фирмы; системы отношений с поставщиками.

Некоторые авторы, при описании ресурсного подхода к анализу фирмы, рассматривают такие категории, как «стержневые компетенции», «ключевые компетенции», «способности», отождествляя или отделяя их от категории «ресурсы».

Данные работы, безусловно, вносят существенный вклад в развитие ресурсного подхода, но, вместе с тем, часто, разъясняя роль ресурсов в вопросе обеспечения стратегических конкурентных преимуществ фирмы, не дают достаточно сведений для управления ресурсами.


Хотелось бы особенно подчеркнуть, что, вопреки распространённому мнению, человек не является ресурсом для бизнеса. Человек – носитель ресурсов, которые используются в хозяйственной деятельности, субъект, с которым нужно договориться для использования принадлежащих ему ресурсов.

... вопреки распространённому мнению, человек не является ресурсом для бизнеса.

Вместе с тем категория «человеческие ресурсы» вполне допустима, но к ней следует относить те ресурсы, которые, вследствие различных причин (как естественных, так и социально обусловленных), не могут быть использованы без человека, являющегося их владельцем или распоряжающегося ими.

Но это лишь классификационный признак, способ структуризации, не более того – можно делить ресурсы по видам, по принадлежности человеку, а также по другим признакам.


Весьма распространённым является понимание, что существуют первичные и производные ресурсы.

Первичные ресурсы – это:

  • вещество,

  • энергия,

  • информация,

  • пространство,

  • время,

  • интеллектуальный ресурс (способность думать, формировать новую информацию).

Первичные ресурсы существуют сами по себе и являются основой создания более сложных, производных ресурсов, а также инфраструктуры, которая определяет возможность использования производных ресурсов.

Производные ресурсы, либо состоят из первичных ресурсов и/или получены в результате их преобразования (комплексные ресурсы), либо позволяют получить эти первичные ресурсы посредством обмена.

Типичным и наиболее распространённым примером производных ресурсов являются деньги – некоторый эквивалент, выработанный для упрощения процесса обмена ресурсами между субъектами, то есть снижения трансакционных издержек.


Следует особенно подчеркнуть различие между информационным и интеллектуальным ресурсом. Информационный ресурс – это именно информация, используемая в деятельности, вне зависимости от носителя информации.

Информация – продукт интеллектуальной деятельности, для которой необходим интеллектуальный ресурс. Интеллектуальный ресурс – способность человека обработать информацию и сделать выводы, имеющие определённую ценность для деятельности, участников экономических отношений.


Как отмечает Г.В. Суходольский в работе «Основы психологической теории деятельности», интеллект – это «мышление, мыслительная деятельность, познавательная по функции и направленная на активное уравновешивание организма с окружающей средой…» [306, стр. 45].

А.И. Татаркин понимает под интеллектуальным ресурсом «… систему отношений по поводу производства новых или обогащённых (обновленных) знаний (выделено мною – МС) и интеллектуальных способностей индивидуумов, коллективов и общества в целом обеспечивать устойчиво расширенное и сбалансированное воспроизводство национального богатства на интенсивной основе в интересах повышения качества жизни всего населения и сохранения целостности Российской Федерации».

С нашей точки зрения, в этом определении следует обратить внимание именно на «производство новых или обогащённых (обновлённых) знаний».

Несколько отступая от основной темы, хотелось бы заметить, что термин «система» в данном определении употреблён некорректно – в бытовом значении, как совокупность или множество элементов, объединённых по какому-либо признаку. Как неоднократно отмечалось в литературе (подробнее см. обоснование позиции автора относительно термина «система»), слово система сегодня является просто модным и его довольно часто употребляют не совсем обоснованно.

«С.В. Никифоров и А.Н. Мамров определяют интеллектуальные ресурсы предприятия как «коллективную способность членов организации к творческому мышлению и разработке эффективных решений (технических, управленческих, финансовых и т.п.)».

Они подчеркивают, что «интеллектуальный ресурс – это только способность сотрудников разработать эффективное решение, к нематериальным ресурсам в целом относятся и активы – уже принятые решения и формализованные в активы (патенты, лицензии и т. п.)» [1].

В. Абрамов выделяет главную особенность интеллектуальных ресурсов: их способность к самовозрастанию или капитализации. Последнее означает, что при увеличении объёмов производства продукции с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость увеличивается, а не амортизируется» [1].

Таким образом, интеллектуальные ресурсы компании – это совокупные мыслительные способности всех её сотрудников, которые они используют для выработки наиболее адекватных складывающимся рыночным условиям решений, позволяющих компании сохранять устойчивое развитие».

Системная роль интеллектуального ресурса – устранение неопределённости, формирование необходимой для деятельности информации.

Если имеющаяся в компании информация не позволяет надлежащим образом реализовать функцию и, соответственно, эту информацию необходимо изменить или дополнить, то необходим интеллектуальный ресурс.

В юриспруденции, бухгалтерском учёте существует понятие и комплексный социальный институт – интеллектуальная собственность. Но это именно права на использование продуктов интеллектуальной деятельности, которые имеются у субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Интеллектуальная собственность – не интеллектуальный ресурс. Это информация, продукт интеллектуальной деятельности.

То есть, интеллектуальная собственность – это не интеллектуальный ресурс, но информация – продукт интеллектуальной деятельности, которая использует интеллектуальный ресурс. Информация же может существовать в различной форме, но это лишь определяет особенности использования этого ресурса.

Знания не являются интеллектуальным ресурсом – это, опять же, информация, только закреплённая в сознании человека. Это лишь информационные ресурсы.

Мы исходим из предположения, что, для любой деятельности определённого вида необходим вполне определённый, интегральный ресурс, состоящий из сочетания видов ресурсов (вещество, энергия, информация, пространство, время и интеллектуальный ресурс) в активной форме.

Эмпирические подтверждения этого утверждения мы встречаем постоянно. Так, например, при наличии определённого интеллектуального ресурса работа делается быстрее с тем же качеством и, возможно, с некоторой экономией вещества и энергии, а при его недостатке для исполнения той же работы требуется больше времени, больше вещества и энергии. В то же время известно немало случаев, когда значительные суммы финансовых ресурсов не могут быть использованы только потому, что не хватает иных, как правило, именно интеллектуальных ресурсов.

Ресурсы, без которых невозможна или существенно затруднена деятельность социально-экономической системы, являются ключевыми ресурсами.

Потеря ключевых ресурсов может привести к невозможности выполнения целевой функции – то есть, к разрушению системы.

В общем случае, ресурсами для бизнеса являются:

  • материальные ресурсы – это любые вещественные ресурсы: деньги, первичные материальные ресурсы, станки и оборудование, столы, стулья и другие;

  • энергия – человеческая (физическая и эмоциональная) энергия, труд; другие виды энергии;

  • информация – это знания и навыки, специальная систематизированная информация (например, бизнес-план; маркетинговые исследования; технологии; база данных клиентов, поставщиков, партнеров и др.);

  • интеллектуальный ресурс – это способность человека обрабатывать информацию, имеющуюся и вновь поступающую, и формировать новую информацию, необходимую для деятельности;

  • пространство – это, например, офис, производственное помещение, участок земли;

  • социальный ресурс (социальный капитал) – это связи в обществе, доверие, другие социальные институты, которые определяют поведение людей, направленное на взаимодействие с фирмой.

Отдельно хотелось бы отметить такую категорию, как «социальный капитал».

Отличительной особенностью социального капитала является то, что его нельзя получить единовременно в полном объёме и надолго. Это определяется его природой.

Можно отметить, что положительные факты, связанные с компанией, увеличивают социальный капитал, отрицательные – снижают его. Но, в силу, опять же, природы социальных институтов и человека, отрицательные факты значительно сильнее воздействуют на социальный капитал, чем положительные.

Довольно часто используется категория «административный ресурс».

Впервые термин употреблён 9 августа 1995 года Д. Ольшанским, директором Центра стратегического анализа и прогноза. Перед выборами в Госдуму он представил журналистам рейтинг партий, в числе учитываемых параметров там упоминался «показатель административного ресурса» .

По нашему мнению, административный ресурс – это возможность использовать влияние на орган власти или на другие организации, которое определено положением в системе управления государственной или коммерческой организации человека, с которым имеется социальная связь, для получения выгоды от распределения ресурсов данного органа или организации. Это производный комплексный ресурс, требующий определённых условий для его существования и использования.

Так, административный ресурс требует наличия определённых социальных связей, то есть, определённой информации в сознании определённых людей, а также определённых социальных институтов, делающих возможным использование имеющихся социальных связей для получения какой-либо выгоды.


Литература:

  1. Самосудов М.В. Теория корпоративного взаимодействия и устойчивость корпоративных систем: Учебное пособие по курсу «Организация корпоративного взаимодействия и управление развитием корпорации» [Электронный ресурс] – М.: ГУУ, ИОМ, 2016. – 297 с. – Режим доступа: http://iom.guu.ru/wp-content/uploads/sites/6/2019/05/2_Корп-взаимодействие_УчПос_2016-10-15.pdf


Просмотров: 35Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Ресурсно-функциональный подход

Вследствие развития методологической базы управления сформировался особый подход, позволяющий получить принципиально иные результаты в анализе и синтезе социальных систем любой формы, любого масштаба