• Самосудов М.В.

Возможности новой теоретической базы: по мотивам семинара кафедры ТиОУ ГУУ 28.01.2021

Пост обновлен апр. 11

Неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, что используемый мной теоретический аппарат не учитывает человека. Прозвучало это и в ходе методического семинара кафедры теории и организации управления ГУУ, прошедшего 28 января 2021 г.


К семинару я подготовил и разослал участникам материал, в котором обозначил подход к формированию теоретической базы для обучения студентов управлению в социальных системах.

Вместе с тем, как я уже отметил, в ходе этого семинара и ранее прозвучало мнение о том, что представленный теоретический аппарат недостаточно учитывает социальный аспект, человека в системе управления.

Представляется, что такие высказывания возникают вследствие непонимания возможностей разработанного теоретического аппарата как инструмента анализа социальных систем широкого спектра, так и для принятия решений.

Мне, порой, кажется, что это связано с традиционной боязнью формул и математики, распространённой в среде менеджеров и специалистов в области менеджмента. Тому есть причины, безусловно, но мир меняется, жизнь требует более точных решений, основанных на расчёте. Вследствие этого нужно использовать и более точную теоретическую базу.

А тенденция всё более глубокого проникновения вычислительной техники в управление социальными системами делает это просто необходимым.

Сейчас мы имеем комплекс теорий, который позволяет на уровне строгих закономерностей описать процесс функционирования любой социальной системы в активной среде. Традиционный для нас пример - компания в рыночной среде. Но возможности аппарата шире - это могут быть любые социальные системы с любой целевой функцией, не только генерация входящего ресурсного потока - см. доклад [1] и статью [2].

Мне часто приходится сталкиваться с мнением, что эта теоретическая база не учитывает человека или недостаточно учитывает человека.

Но это именно не так! В корне не так!

В предлагаемой теоретической базе человек не только учитывается, но учитывается предельно конкретно, в существенно большей степени, чем это делается в традиционных дисциплинах.

Человек и его действия учитываются как фактор, влияющий на результат. Причём, учитываются на формальном уровне и не как абстрактный человек вообще, а как конкретный субъект взаимодействия со всеми своими достоинствами и недостатками, которые вполне формализуются и могут быть количественно оценены.

Перефразируя довольно известные слова И.В. Сталина, здесь у каждого человеческого фактора имеются фамилия, имя и отчество.

И не только ФИО, но и:

  • конкретные, а не абстрактные потребности - конкретные ресурсы, необходимые человеку для именно его жизнедеятельности;

  • конкретные желания человека;

  • его привычки и возникновение привычек вследствие длительного пребывания в определённой социальной среде или профессиональной деятельности;

  • социальное окружение человека, наличие у него друзей, знакомых и врагов;

  • его пространственно-временная локализация;

  • состояние здоровья, продолжительность периода голодания, необходимость посетить туалет и т.п. физиологические аспекты.

Всё это может быть введено в модель в конкретном численном виде, учтено при принятии решений.

С разработкой этого теоретического аппарата появилась возможность формализовать и учесть в расчётах не только личностные характеристики человека, но и влияние окружающей его действительности - его окружения, корпоративной культуры, которая вполне формализуется прямоугольной матрицей, рекламных сообщений и т.п., влияние которых вполне может быть представлено в виде дифференциальных и интегральных уравнений (например, см. недавно опубликованную статью [4]).

... назначение теории - дать возможность точно рассчитать, а воспользоваться этой возможностью или нет - решает человек.

Такая точность, конечно, редко требуется. Но задача, которая решалась при разработке теоретического аппарата, - дать возможность расчёта с необходимой точностью. А воспользоваться этой возможностью или нет - решает человек. И даже это желание или нежелание точно рассчитывать управление, опять же, может быть учтено в расчётах, прогнозироваться. А если прогноз (расчёт) покажет, что не воспользуется, хотя по условиям это необходимо и нам нужно чтобы он это сделал, чтобы компания нормально работала, мы, используя этот аппарат можем рассчитать управляющее воздействие на конкретного участника, чтобы увеличить вероятность правильных действий.


В каком месте традиционной для менеджмента теории рассматривается человек с такой подробностью?!

В лучшем случае, мы говорим, что руководитель должен учесть личностные характеристики подчинённых, его окружение и т.п. Да, в ходе изучения некоторых дисциплин студент приобретает знания из области психологии, социологии и т.п.

Но традиционные теоретические материалы не являются нормативными - они дескриптивные, то есть, лишь описывают, "как бывает в этом мире". А для управления необходимо иметь информацию нормативного характера - "как должно быть", чтобы нормально работало.

Традиционные менеджерские материалы более рассчитаны на то, что специалист на месте разберётся - он же специалист и "должен хотеть" сделать хорошо. Но он обычный, как правило, нормальный человек без выдающихся способностей и, как говорится, "со своими тараканами в голове". Поэтому руководитель должен уметь рассчитывать поведение людей, рассчитывать управляющее воздействие для получения нужного результата (некоторые подходы - см. статью [3] и статью [4]).

Задача была создать инструмент для решения научных и прикладных задач. Он создан - теоретический аппарат позволяет формализовать и моделировать любые явления и процессы, наблюдаемые в социальных системах, что открывает принципиально иные возможности для научной и прикладной работы.

Если мы воспользуемся этим инструментом, мы вполне сможем использовать строгую теорию управления для решения управленческих задач компаний.

Мы можем принципиально по-другому учить студентов и готовить специалистов для компаний - аналитиков и руководителей (уже есть опыт подготовки таких специалистов, правда, пока, в небольшом количестве, но он показал наличие реальной возможности готовить хороших специалистов...).

Да, нужно развивать методические материалы - для обучения, для осуществления деятельности. Некоторые уже сформированы (см. раздел "Состав методологической базы" на странице сайта), хотя и требуют, с моей точки зрения, дальнейшего развития.

По моим наблюдениям, основной проблемой использования уже имеющихся материалов является их подробность, строгость и максимальная конкретизация. Человек должен обладать методической дисциплиной, готовностью изменить мышление, уйти от абстрактности, иметь определённую психологическую устойчивость, чтобы освоить материалы. Но это даёт возможность решать задачи, которые в рамках традиционной теоретической базы просто не имеют решения.

Даже неопытные студенты, освоив теорию, приобретают способность решать задачи, которые опытные руководители решить не могут.

Источники:

  1. Самосудов М. В. Концепция модели социальной системы, функционирующей в активной среде, для целей цифровизации управления. [Электронный ресурс] // Доклад на семинаре «Развитие теории и методологии управления в социальных системах» 23.05.2019 г., URL: http://iom.guu.ru/?p=4930 (посещение 25.01.2021 г.).

  2. Samosudov M.V. The Model Of The Incoming Resource Flow Of The Social System For Digitalization Of Management / Journal of Advanced Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 11, Special Issue-08, 2019. – pp. 2892 2900 – URL: http://www.jardcs.org/abstract.php?id=3053 (http://www.jardcs.org/archivesview.php?volume=1&issue=16&page=12) – (12.12.2019).

  3. Самосудов М.В. К вопросу о расчёте управленческого воздействия // Управление, № 4(14), 2016. – стр. 52-61.

  4. Samosudov, M.V. Formalization of impact of information on the human behaviour for automatization of calculation of the marketing influence // International Journal of Engineering Research and Technology, 2021, 13(12), стр. 4849–4854.

Просмотров: 73Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Какой должна быть теория управления?

Требования к теории управления должны определяться прикладными задачами. Иначе, это будет не теория а абстрактное теоретизирование....