Управление ресурсной базой деятельности

Ресурсная база деятельности, строго говоря, не может быть объектом непосредственного управления. Если строго подходить к этому вопросу, то название не совсем корректное. Хотя, в отличии от некоторых дисциплин, имеющих "стандартные" названия типа "управление чем-то" (например, "управление риском" (см. публикацию в блоге) или "управление стоимостью предприятия"), для ресурсной базы деятельности термин "управление" более применим. 

Правильнее говорить о формировании ресурсной базы деятельности за счёт управления поведением, информационными и материальными потоками, процессами преобразования ресурсов.

Но это уже изыски, мы коснёмся этого в других дисциплинах.

Ресурсы – основа функциональной деятельности, системоформирующий фактор, предпосылка корпоративных отношений и влияния субъекта на корпоративную систему.

Но ресурсы ещё и основа для понимания динамики корпоративных систем в социально-экономическом пространстве, что принципиально значимо для управления и организации деятельности.

Понимание категории "ресурсы", умение работать с ресурсами, формировать ресурсную базу деятельности позволит Вам:

  • Рассчитывать любую деятельность, как в компании, так и бытовую (то есть, рассчитать последовательность действий, обеспечивающую получение заданного результата).
    Другая возможность, связанная с этим, – не участвовать в деятельности, которая гарантированно не приведёт к получению нужного результата.

  • Проектировать надёжные социальные системы (хотя, для этого потребуется изучить материалы и других дисциплин, но без понимания ресурсов и ресурсной базы – не получится).

  • Освоить инженерный подход к организации и управлению социальными системами, основанный на расчёте.

  • Минимизировать риск деятельности, как своей, так и компании.

Цели изучения дисциплины:

  • Знания и навыки для формирования ресурсной базы деятельности.

  • Навык ресурсного мышления (см. учебное пособие).

  • Формирование информационных ресурсов в активной форме, необходимых для надлежащего освоения последующих дисциплин с целью освоения комплекса теоретических положений методологической базы управления.

Показатели освоения материалов дисциплины:

  • Свободное владение терминами, правильное их использование.

  • Знание классификации ресурсов, их отличительных характеристик.

  • Умение определить количество всех видов ресурсов, используемых в деятельности, знание принципов организации учёта всех видов ресурсов, в частности, умение определить учётные единицы, процедуры фиксации движения ресурсов в процессе деятельности.

  • Знание закономерностей динамики ресурсной базы в процессе деятельности, умение проследить динамику ресурсной базы в процессе деятельности.

  • Умение сделать ресурсную проработку деятельности. В частности, умение определить необходимую для реализации определённой деятельности ресурсную базу, доказать её достаточность.

  • Умение определить несоответствие ресурсной базы деятельности или целевой функции системы.

Информационные источники
для освоения дисциплины

Информационные источники разделены на группы:

  • Основные источники.

Здесь даны базовые материалы, освоение которых требуется для формирования знаний и навыков, являющихся целью дисциплины.

Это минимум.

  • Дополнительные источники.

Здесь даны материалы, позволяющие лучше разобраться с теми или иными вопросами работы с ресурсами.​

В частности, приведены ссылки на публикации в блоге - разъяснения терминов, дополнительные сведения, рекомендации и т.п.

  • Дополнительные источники для углублённого понимания материалов дисциплины и создания задела на будущее.

Как уже отмечалось, эта дисциплина – основа для дальнейшей работы.

С целью минимизации усилий, студентам рекомендуется уже на этом этапе знакомиться с материалами, которые потребуются в дальнейшем – материалами методологической базы управления.

  • Полезная беллетристика.

Беллетристика, в основном, отвлекает и мешает профессиональному развитию.

Я делю беллетристику на вредную, нейтральную и полезную.

Вредная – статьи и книги, отвлекающие от развития, но создающие иллюзию развития. Сюда относятся очень многие книги и статьи "про что-то, связанное с бизнесом". Как правило, они написаны хорошим языком, зажигательные, но, как говорится, "опять про море", то есть, про уже неоднократно описанное, не несущие какой-либо новой информации. Возможно, конечно, это "новое прочтение" и кому-то будет полезным. Но часто такая литература отвлекает, но создаёт иллюзию развития.

Нейтральная – художественная литература, детективы и т.п.

Они, конечно, тоже отвлекают от развития, но, по крайней мере, не создают иллюзию развития и повышения квалификации.

Полезная беллетристика – лёгкое "чтиво", создающее дополнительное воздействие, раскрывающее отдельные аспекты деятельности, закономерностей природы и т.п. Оно способствует формированию нужного мировоззрения, создаёт дополнительную информационную базу для формирования нужных ассоциативных связей.

Безусловно, это, во многом, субъективные оценки и я не утверждаю, что других произведений, относящихся к полезной беллетристике нет. Скорее всего есть – я не очень много читаю такой литературы, поэтому не могу судить про все произведения.

Главное, чтобы Вы для себя выделили эти группы и научились различать литературные источники.

Для всех источников даны ссылки, либо на материалы этого сайта, либо на внешние сайты.

Для статей, опубликованных в иностранных журналах на иностранном языке, даны ссылки на размещенные на сайте русскоязычные версии.

Основные источники:

В данном пособии непосредственно к этой дисциплине относятся:​

  • Параграф 1.1 главы 1 – здесь показана зависимость компании от ресурсов и, как следствие, от участников корпоративных отношений как владельцев этих ресурсов. В свою очередь зависимость компании от ресурсов и участников создаёт условия влияния участников на компанию.

  • Параграф 1.2 главы 1 – здесь раскрывается системная роль ресурсов, связь ресурсной базы с возможностью функционирования компании.

Примечание:

Первая глава пособия – частичное изложение ресурсной теории функциональных социальных систем в части, необходимой для решения задачи обеспечения функциональной устойчивости социальной системы (см. страницу Методологическая база управления).

  • Параграф 2.1, приложение 2, параграф 2.3 главы 2 – здесь приводится информация о поведении человека в корпоративной системе, факторах, влияющих на поведение человека как вероятности совершения обусловленных действий (вследствие чего в системе появляются ресурсы).
    В этом курсе мы не рассматриваем подробно поведение и факторы, влияющие на поведение человека – это мы будем рассматривать подробно далее. Но принципиально значимо понять связь действия человека и ресурсной базы компании. ​

  • Глава 3 – здесь рассматриваются социальные институты и институциональная среда как один из основных факторов, влияющих на поведение человека.
    Дополнительно советую посмотреть статью "Формализация влияния информации на поведение...".

Кроме обозначенных разделов рекомендую осмыслить связь функциональной устойчивости социальной системы с ресурсной базой и, следовательно, с поведением человека. Ну и обратить внимание на то, что для обеспечения надлежащего функционирования принципиально важно организовать нормальное управление.

Дополнительные источники:

  • Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и втуп. ст. В.С. Автономова. – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. – 416 с.

Дополнительные источники для углублённого понимания материалов дисциплины и создания задела на будущее:

Запись доклада на YouTube.

Текст доклада на сайте ГУУ.

Полезная беллетристика:

Аудиоверсия на YouTube.​

Экранизация.

  • Хиз Ч., Хиз Д. Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 320 с.

Задания для самостоятельной работы

Основное задание

Сделать ресурсную проработку одного из следующих вариантов простой деятельности:

  • Собрать коробку, используемую для упаковки вещей при организации переезда квартиры или офиса (см. ссылку).

Кратко о технологии сборки коробки:

Коробка поступает к месту выполнения работы в частично собранном виде – плоская заготовка.

Для сборки коробки необходимо клейкой лентой в определённых местах (по длине и, в обозначенных местах, по ширине) скрепить клапаны коробки. Для прочности по длине проклеивается тремя слоями клейкой ленты.

  • Повесить полку на стене комнаты.

  • Прикрепить на стену крючок для картины.

  • Позвонить клиенту для получения подтверждения заказа, сделанного ранее.

  • Заказать визитные карточки для сотрудников предприятия.

В процессе проработки следует использовать методику, изложенную в пособии.

Дополнительные (текущие) задания

  • Описать следующие ресурсы:

  1. Пособие по ресурсам.​

  2. Футляр для очков.

  • Предстоит встреча группы студентов с руководителем группы компаний "Деликатный переезд". Преподаватель утверждает, что это даёт студентам многое.
    Необходимо описать ресурс, который получают студенты, либо доказать, что данная встреча ресурсом для студентов не является.

  • В ходе занятия 19.03.2021 мы затронули содержание таких слов как фактор, параметр, показатель, индикатор, характеристика.
    Необходимо к следующему занятию описать эти слова как ресурсы.

  • Задание от 26.03.2021 по теме "Создание резервов...":
    К следующему занятию (31.03.2021) определить возможные формы создания резерва интеллектуальных ресурсов в организации:
    а) формы "горячего" резервирования;
    б) формы "холодного" резервирования.
    Рекомендуется, помимо определения форм резервирования интеллектуальных ресурсов, определить необходимые для этого процессы, а также подумать об оптимизации затрат на создание резервов интеллектуальных ресурсов.

  • Задание от 09.04.2021 по темам "Создание резервов..." и "Определение количества ресурсов...":
    Используя материалы пособия по ресурсам и пособия по теории корпоративного взаимодействия, к следующему занятию (14.04.2021) определить подходы к оценке необходимого для деятельности количества социальных ресурсов.
    Рекомендуется предварительно внимательно изучить материалы учебных пособий для понимания роли социальных ресурсов в деятельности, а также понимания механизма влияния социальных ресурсов на поведение субъектов деятельности.

Дополнительное постоянное задание

Для стимулирования изучения материалов 10.03.2021 введено дополнительное постоянное задание: каждый учащийся должен к каждому занятию готовить и представлять преподавателю не менее 5 вопросов по курсу.

Вопросы оцениваются следующим образом:

  • Вопрос "ни о чём" или отсутствие одного вопроса или "стоит" -1 (минус один) балл.

  • Вопросы, на которые имеются прямые ответы в предоставленных учебных материалов, а также поверхностные вопросы дают 0 (ноль) баллов.

  • Хороший вопрос даёт 1 балл.

Хороший вопрос – это вопрос по сути дисциплины, затрагивающий недостаточно раскрытые в учебных материалах аспекты работы с ресурсами.

За особую глубину вопросов могут быть добавлены "поощрительные" баллы.

Пояснение по механизму стимулирования:

Задать хороший вопрос принципиально сложнее, чем ответить на уже поставленные вопросы. И это требует более глубокого понимания предмета, чем ответы на поставленные преподавателем контрольные вопросы.

Стимулируя задавать вопросы по теме дисциплины, преподаватель, по сути, "заставляет захотеть" думать над материалами дисциплины, тренировать мышление.

 
 

Программа дисциплины

Здесь приведена краткая программа дисциплины для понимания структуры курса.

  • Введение.

    • Роль ресурсов в деятельности.

    • Роль знания о ресурсах в методологической базе управления.

    • Результат освоения дисциплины.

  • Виды ресурсов, используемых в деятельности предприятия.

    • Классификация ресурсов для деятельности предприятия.

  • Деятельность как процесс преобразования ресурсной базы.

    • Действия человека в ресурсном представлении.

    • Реакция синтеза результата деятельности.

  • Ресурсная проработка деятельности.

    • Стратегия ресурсной проработки деятельности.

    • Методика ресурсной проработки деятельности.

    • Определение количества необходимых ресурсов для деятельности.

    • Типичные ошибки, допускаемые в процессе ресурсной проработки деятельности.

  • Работа по формированию ресурсной базы в деятельности руководителя.

    • Выявление несоответствия ресурсной базы (системных проблем).

    • Взаимодействие с участниками корпоративных отношений для формирования ресурсной базы.

    • Управление ресурсной базой. Алгоритм управления ресурсной базой.

    • Развитие интеллектуального и социального капитала компании.

  • Специальные вопросы формирования ресурсной базой деятельности предприятия.

    • Создание резервов (резервных фондов) как способ повышения функциональной устойчивости.

    • Специальные подразделения компании, связанные с формированием ресурсной базы (работа с персоналом, снабжение и закупки, т.п.).

    • Учёт ресурсов (управленческий учёт).